Хишам ибн Са‘д аль-Кураши
Хишам ибн Са‘д, Абу ‘Аббад аль-Кураши или аль-Махзуми (по имени бывших господ) — известный знаток хадисов из Медины, воспитанник имама Зайда ибн Асляма. Был правдивым человеком, но обладал слабой памятью. Рассказывал хадисы со слов многих табиев, но часто ошибался. Некоторые имамы записывали его рассказы, но не опирались на них. Умер в Медине в 160 г. х.
Ибн Абу Ляйля аль-Ансари
Ибн Абу Ляйля — Абу ‘Абд-ар-Рахман Мухаммад ибн ‘Абд-ар-Рахман аль-Ансари — известный законовед и передатчик хадисов, чтец Корана, муфтий и кадий Куфы. Рано потерял отца, который был известным табием старшего поколения, и рассказывал хадисы от него через своего брата ‘Ису, а также от многих других. Обладал глубочайшими знаниями в области фикха и часто ставится в один ряд с имамом Абу Ханифой, но считается слабым передатчиком. Несмотря на это, с его слов хадисы рассказывали имамы Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Кайс ибн ар-Раби‘, Суфьян ибн ‘Уяйна, Суфьян ас-Саури и др. Умер в 148 г. х.
Ибн Абу Шайба аль-‘Абси
Ибн Абу Шайба — Абу Бакр ‘Абдаллах ибн Мухаммад ибн Ибрахим аль-‘Абси (по имени бывших господ) — выдающийся куфийский хадисовед и комментатор Корана. Родился в 159 г. х. в семье уважаемого богослова. Его дед — кадий Ибрахим ибн ‘Усман — был больше известен как Абу Шайба. Его брат ‘Усман, сын Ибрахим и племянник Мухаммад ибн ‘Усман — известные хадисоведы. Был примерно одного возраста с имамами Ахмадом ибн Ханбалем, Исхаком ибн Рахавайхи и ‘Али ибн аль-Мадини и не уступал им в старательности и способностях.
Автор сочинений «Муснад», «Мусаннаф», «Адаб», «Иман», «Тафсир» и др.
Его учениками были имамы Абу Зур‘а ар-Рази, Абу Бакр ибн Абу ‘Асим, Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, Муслим ан-Нишапури, Абу Давуд ас-Сиджистани, Ибн Маджа аль-Казвини, Абу Я‘ля аль-Маусили, Мухаммад ибн Са‘д, Баки ибн Махляд аль-Куртуби, Джа‘фар ибн Мухаммад аль-Фирьяби и др.
Умер в Куфе в 235 г. х.
Ибн ‘Ади аль-Джурджани
Ибн ‘Ади — Абу Ахмад ‘Абдаллах ибн (Мухаммад ибн) ‘Ади ибн ‘Абдаллах аль-Джурджани — выдающийся персидский хадисовед. Также известен как Ибн аль-Каттан. Родился в Горгане в 277 г. х.
Путешествовал в поисках знаний и обучался у таких имамов, как Абу ‘Абд-ар-Рахман ан-Насаи, Бахлюля ибн Исхака ат-Танухи, Джа‘фара ибн Мухаммада аль-Фирьяби, Абу Я‘ли аль-Маусили, Абу аль-Касима аль-Багави, Абу ‘Арубы аль-Харрани. Был не очень силён в арабском языке, но прекрасно разбирался в иснадах и передатчиках хадисов. С его слов хадисы рассказывали имамы Абу Са‘д аль-Малини, Хамза ибн Юсуф ас-Сахми и другие видные учёные.
Автор хадисоведческих трудов «Аль-Камиль фи ма‘рифа ад-ду‘афа ва-ль-матрукин», «‘Иляль аль-хадис», «Асма ас-сахаба», «Асами ман рава ‘анхум аль-Бухари» и др.
Умер в Горгане в 365 г. х.
Ибн аль-Каййим Аль-Джаузийя
Ибн аль-Каййим — Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб — выдающийся сирийский богослов и мыслитель. Родился в местечке Изра (на юге Сирии) в 691 г. х. Его отец был знатоком мусульманского права и руководил медресе Аль-Джаузийя, и отсюда его прозвище Ибн Каййим аль-Джаузийя.
Обучался у видных учёных своего времени Ахмада ибн ‘Абд-ад-Даима, Бадр-ад-Дина Ибн Джама‘а, Шамс-ад-Дина аз-Захаби, но окончательно его взгляды сформировались под влиянием Таки-ад-Дина Ибн Таймийи, с которым они познакомились в 712 г. х.
Автор книг «Аль-Джаваб аль-кафи = Исчерпывающий ответ», «Мадаридж ас-саликин = Степени идущих», «Аль-Вабиль ас-Саййиб = Благодатный дождь», «Ар-Рисаля иля кулли муслим = Послание каждому мусульманину» (эти труды переведены на русский язык), «Зад аль-ма‘ад фи хадй хайр аль-‘ибад» (о жизни и практике Пророка Мухаммада), «Тарик аль-хиджратайн ва баб ас-са‘адатайн» (о достоинствах богатства, бедности, силы и слабости), «Аль-Амсаль фи-ль-Кур’ан» (о примерах в Коране), «Ат-Тибьян фи аксам аль-Кур’ан» (о клятвах в Коране), «Тухфа аль-маудуд би-ахкам аль-маулюд» (о религиозных положениях, связанных с рождением ребёнка), «Ас-Сава‘ик аль-мурсаля» (опровержение еретических взглядов джахмитов), «‘Удда ас-сабирин ва захира аш-шакирин» (о достоинствах терпения и благодарности) — всего около 100 трудов в разных областях религиозного знания.
Его учениками были такие имамы, как Ибн Касир ад-Димашки, Таки-ад-Дин ас-Субки, Ибн ‘Абд аль-Хади аль-Макдиси, Мухаммад ибн Я‘куб аль-Файрузабади, Ибн Раджаб аль-Ханбали. За некоторые из своих фетв подвергался преследованиям и несколько лет провёл в заключении в Дамасской крепости.
Ибн аль-Маввак аль-Маракиши
Ибн аль-Маввак — Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Халяф аль-Маракиши — хадисовед и законовед маликитского мазхаба. Родился в Марракеше в 583 г. х. Его отец был родом из Кордовы и занимал должность кадия в Фесе. Обучался у своего отца и таких известных богословов, как Абу ар-Раби‘ аль-Каля‘и, Абу аль-‘Аббас ан-Набати, Абу аль-Хасан Ибн Кутраль и Абу аль-Хасан ибн аль-Каттан. Занимал должность кадия в Валенсии и Фесе.
Автор трактата «Бугья ан-нуккад ан-накаля» с комментариями к книге «Баян аль-вахм ва-ль-ихам» его учителя Ибн аль-Каттана. Умер в Марракеше в 642 г. х.
Ибн ‘Алляк аль-Марвази
Ибн ‘Алляк — Абу Хафс ‘Умар ибн Ахмад ибн ‘Али аль-Марвази — известный хадисовед. Обучался у имамов Са‘ида ибн Мас‘уда аль-Марвази, Абу аль-Хасана Ахмада ибн Ясара, аль-‘Аббаса ибн Мухаммада ад-Дури, Абу Килябы аль-Джарми и др. Некоторое время преподавал в Багдаде. Его учениками были такие выдающиеся хадисоведы, как его сын Абу ‘Абд-ар-Рахман ‘Абдуллах, Мухаммад ибн аль-Музаффар аль-Багдади, ‘Али ибн ‘Умар ад-Даракутни, шафиитский законовед ‘Али ибн ‘Умар ар-Рази и др. Умер в 325 г. х.
Ибн Дакик аль-‘Ид
Ибн Дакик аль-‘Ид — Абу аль-Фатх Мухаммад ибн ‘Али ибн Вахб аль-Кушайри — выдающийся египетский хадисовед и законовед. Родился в Янбу-эль-Бахре в 625 г. х., когда его родители направлялись в хадж. В 695 г. х. был назначен на должность верховного муфтия Египта, которую занимал до самой смерти.
Автор трудов «Ихкам аль-ахкам шарх ‘Умда аль-ахкам» (комментарий к хадисам, на которые опирается мусульманское право), «Шарх аль-Арба‘ин ан-нававийя» (комментарий к сборнику имама ан-Навави), «Илмам би-ахадис аль-ахкам» (сборник хадисов, на которые опирается мусульманское право), «Аль-Иктирах фи баян аль-истилях» (трактат по хадисоведению) и др.
Среди его учеников такие выдающиеся богословы, как Ибн Саййид ан-Нас, Абу Хайян аль-Гирнати, Шамс-ад-Дин аз-Захаби, кадий Шамс-ад-Дин Ибн Хайдара.
Умер в Каире в 702 г. х.
Ибн Джама‘а аль-Кинани
Ибн Джама‘а — Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Ибрахим ибн Са‘даллах аль-Кинани, Бадр-ад-Дин — выдающийся хадисовед и шафиитский законовед. Родился в Хаме в 639 г. х. и с малых лет начал изучать арабский язык и религиозные дисциплины. Обучался в Сирии, Палестине и Египте и добился признания известных ученых Мамлюкского султаната.
В разное время занимал должности кадия Эль-Кудса, Египта и Шама, читал проповеди в мечети Аль-Акса в Эль-Кудсе, мечети Аль-Азхар в Каире и мечети Омейядов в Дамаске. Получил прозвище Бадр-ад-Дин, в отличие от его сына ‘Абд-аль-‘Азиза, который также был богословом и известен как ‘Изз-ад-Дин Ибн Джама‘а.
Среди его учеников были имамы Шамс-ад-Дин аз-Захаби, Ибн Касир ад-Димашки, Тадж-ад-Дин ас-Субки, Абу Хайян аль-Андалуси, Ибн аль-Каййим и др.
Автор сочинений «Аль-Манхаль ар-рави фи мухтасар улюм аль-хадис ан-набави» (трактат по хадисоведению), «Тахрир аль-ахкам фи тадбир аль-ислям» (отражает политические взгляды автора), «Тазкира ас-сами ва-ль-мутакаллим фи адаб аль-алим ва-ль-мута‘аллим» (об адабах учителей и обучающихся), «Кашф аль-ма‘ани фи-ль-муташабих мин аль-масани» (комментарии к аятам Корана, требующим разъяснения) и др.
Умер в 733 г. х.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни
Шихабу-д-дин Абу-ль-Фадль Ахмад ибн Али аль-Аскаляни, более известный как Ибн Хаджар аль-Аскаляни (1372-1448) — известный исламский учёный-богослов и историк. Удостоился высокого звания шейх ислама (шайху ль-ислам) и предводитель правоверных в хадисах (амир аль-му’минин фи ль-хадис).
Его полное имя: Шихабуддин Абуль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Али ибн Махмуд ибн Ахмад ибн Ахмад ибн аль-Канани аль-Аскалани аль-Мисри аш-Шафии аль-Канани. Родился в 1372 году в Каире. Детство прошло на родной земле, где он выучил наизусть Коран, «Аль-Хави» и «Аль-Мухтасар» Ибн аль-Хаджиба и другие труды.
В сопровождении одного из опекунов он отправился в Мекку, где посещал уроки известных алимов. Для усовершенствования своих знаний об исламе он посещал уроки и лекции знатоков хадисов в Хиджазе, Шаме, Египте. В течение 10 лет Ибн Хаджар обучался у З. аль-Ираки. Кроме того он обучался у С. аль-Балькини (ар.)русск. и Ибн аль-Мулаккина. После обучения Ибн Хаджар получил разрешение преподавать исламские науки.
Ибн Хаджар преподавал толкование священного Корана, мусульманское право и искусство проповеди в нескольких медрасе. Он читал проповеди в аль-Азхаре, центральной мечети ‘Амра (Египта) и многих других местах. Среди его учеников было много признанных ученых.
Более двадцати лет Ибн Хаджар занимался юриспруденцией. Вначале он выполнял обязанности судьи в Египте, а затем — в Шаме (Сирия). Ему предлагали пост Верховного судьи. Долгое время он отказывался от поста верховного судьи, однако 12-го числа месяца Мухаррам 1423 года ему пришлось занять этот пост. Спустя некоторое время он подал в отставку, но ему ещё семь раз приходилось занимать этот важный пост. Последний раз он подал в отставку в 1448 году. Это был тот самый год, когда богослов скончался.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни умер в ночь на субботу, после вечернего намаза 18-го Зуль-хиджа 1448 года.
Ибн Хиббан аль-Бусти
Ибн Хиббан — Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад ат-Тамими аль-Бусти — выдающийся хадисовед. Родился в городе Буст в 270 г. х. Много путешествовал по Хорасану, Мавераннахру, Ираку, Йемену, Сирии и Египту. Обучался у таких имамов, как Яхья ибн Ахмад ат-Тустари, Абу Бакр Ибн Хузайма, Абу ‘Абд-ар-Рахман ан-Насаи, Закария ас-Саджи, Абу Я‘ля аль-Маусили. Его учениками были такие выдающиеся ученые, как Абу ‘Абдаллах аль-Хаким и Абу ‘Абдаллах Ибн Манда. Занимал должность кадия Самарканда, изучал медицину, астрономию, историю, математику.
Автор известного сборника хадисов «Аль-Муснад ас-сахих ‘аля-т-такасим ва-ль-анва‘», а также книг «Рауда аль-‘укаля ва нузха аль-‘укаля» (об адабах и благонравии), «Машахир ‘уляма аль-амсар» (сведения об ученых из шести областей исламского мира), «Сикат» (о заслуживавших доверия передатчиках), «Маджрухин» (о слабых передатчиках), «Ас-Сира ан-набавийя ва ахбар аль-хуляфа» (жизнеописание Пророка Мухаммада и праведных халифов) и др.
Умер в Бусте в 354 г. х.
Ибн Хузайма ас-Сулями
Ибн Хузайма — Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ас-Сулями — выдающийся хадисовед, шейхульислам. Родился в Нишапуре в 223 г. х.
Обучался у таких выдающихся ученых, как Исхак ибн Рахавайхи, Абу Джа‘фар Ахмад ибн Мани‘, Абу аль-Хасан ‘Али ибн Худжр, Абу Хашим Зияд ибн Айюб и др. В свое время считался самым почитаемым богословом Хорасана.
С его слов хадисы рассказывали имамы Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, Муслим ан-Нишапури (эти сообщения не вошли в оба «Сахиха»), Абу Ахмад ‘Абдуллах ибн ‘Ади, Ибрахим ибн Абу Талиб, Абу Хамид Ибн аш-Шарки.
Автор книг «Мухтасар аль-мухтасар мин аль-муснад ас-сахих» (больше известен как «Сахих Ибн Хузайма»), «Ат-Таухид ва исбат сифат ар-Рабб» (вероучительный трактат), «Фаваид аль-фаваид» (небольшой сборник хадисов) — всего более 140 трудов, многие из которых утеряны.
Умер в Нишапуре в 311 г. х.
Ибн Касир ад-Димашки
Ибн Касир — Абу аль-Фида Исма‘иль ибн ‘Умар ибн Касир аль-Бусрави ад-Димашки, ‘Имад-ад-Дин — выдающийся сирийский комментатор Корана, историк, хадисовед и законовед шафиитского мазхаба.
Родился в деревне Мидждал (недалеко от Бусры) в 701 г. х. Обучался у таких имамов, как Камаль-ад-Дин Ибн аз-Замлякани, Бурхан-ад-Дин аль-Фазари, Шамс-ад-Дин аз-Захаби, Джамаль-ад-Дин аль-Миззи, аль-Касим ибн Мухаммад аль-Бирзали, Таки-ад-Дин Ибн Таймийя, Ибн аль-Каййим, Шамс-ад-Дин аль-Исфахани. Преподавал во многих медресе Дамаска и воспитал когорту замечательных учёных, среди которых Са‘д-ад-Дин ан-Навави, Шихаб-ад-Дин Ибн Хиджжи, Ибн аль-Джазари, Бадр-ад-Дин аз-Заркаши и др.
Автор книг «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим» (комментарий к Корану), «Аль-Бидая ва-н-нихая» (по истории ислама), «Ат-Такмиль фи-ль-джарх ва-т-та‘диль» (биографические сведения о передатчиках хадисов), «Фадаиль аль-Кур’ан» (о достоинствах Корана, его чтения и изучения), «Ан-Нихая фи-ль-фитан ва-ль-маляхим» (о признаках Судного Дня), «Табакат аш-шафи‘ийя» (биографические сведения о законоведах шафиитского мазхаба), «Аль-Ба‘ис аль-хасис» (сокращенный вариант хадисоведческого трактата Ибн ас-Саляха), «Аль-хади ва-с-сунан фи ахадис аль-масанид ва-с-сунан» (собрание хадисов, вошедших в 11 основных сводов), «Касас аль-анбия = Рассказы о пророках» (переведена на русский язык) и др.
Умер в Дамаске в 774 г. х. и был похоронен рядом с его учителем Ибн Таймийей.
Ибн Маджа аль-Казвини
Ибн Маджа — Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини — выдающийся хадисовед. Родился в 207 г. х. Его отец был из числа мавали племени раби‘а и носил прозвище Маджах. В поисках знаний путешествовал по Ираку, Сирии, Хиджазу и Египту. Обучался у таких имамов, как Абу аль-Хасан ат-Танафиси в Казвине, Сувайд ибн Са‘ид в Анбаре, Абу Бакр ибн Абу Шайба в Куфе. Автор «Сунана», который считается одним из шести главных сборников хадисов. Среди его учеников были выдающиеся хадисоведы ‘Али ибн Ибрахим аль-Каттан, Суляйман ибн Яхид аль-Фами, Мухаммад ибн ‘Иса ас-Саффар, Мухаммад ибн ‘Иса аль-Абхари и многие другие. Умер в 273 г. х.
Ибн Рахавайхи аль-Ханзали
Ибн Рахавайхи — Абу Я‘куб Исхак ибн Ибрахим ат-Тамими аль-Ханзали — выдающийся хорасанский хадисовед, законовед и комментатор Корана. Родился в Мерве в 161 г. х. Много путешествовал по Хорасану, Ираку, Шаму, Хиджазу и Йемену, а потом поселился в Нишапуре. Застал ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака, но не рассказывал хадисов с его слов.
Его учителями были такие выдающиеся ученые, как аль-Фудайль ибн ‘Ияд, Му‘тамир ибн Суляйман, Суфьян ибн ‘Уяйна, Джарир ибн ‘Абд-аль-Хамид, Ваки‘ ибн аль-Джаррах, Яхья ибн Са‘ид аль-Каттан, Абу Бакр ибн ‘Айяш.
С его слов хадисы рассказывали имамы Ахмад ибн Ханбаль, Яхья ибн Ма‘ин (оба были примерно одного возраста с ним), Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, Муслим ан-Нишапури, Абу Давуд ас-Сиджистани, Абу ‘Абд-ар-Рахман ан-Насаи, Абу ‘Иса ат-Тирмизи (они включили его хадисы в свои главные сборники), Ибрахим ибн Абу Талиб, Джа‘фар ибн Мухаммад аль-Фирьяби, Мухаммад ибн ан-Надр аль-Джаруди и др.
Автор «Муснада», «Тафсира» и ряда других сборников, которые он знал наизусть.
Умер в Нишапуре в 238 г. х.
Ибн Саййид ан-Нас
Ибн Саййид ан-Нас — Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Я‘мари — выдающийся хадисовед, законовед и историк. Родился в Севилье в 671 г. х., но вырос в Каире. Путешествовал по Египту, Шаму и Хиджазу, встречаясь с учёными.
Автор сочинений «‘Уюн аль-асар фи фунун аль-магази ва-ш-шамаиль ва-с-сияр» (жизнеописание Пророка Мухаммада), «Ан-Нафх аш-шази шарх Джами‘ ат-Тирмизи» (комментарий к сборнику хадисов имама ат-Тирмизи), «Аль-Макамат аль-‘алийя фи карамат ас-сахаба аль-джалийя» (трактат о караматах некоторых сподвижников) и др.
Его учениками были Шамс-ад-Дин аз-Захаби, Салях-ад-Дин ас-Сафади, Абу аль-Фарадж аль-Газзи и др. Умер в 734 г. х.
Ибн ас-Салях аль-Курди
Ибн ас-Салях — Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Усман аль-Курди — выдающийся хадисовед, законовед и комментатор Корана. Родился в Шахризоре в 577 г. х. Начальное образование получил в родном городе, а потом продолжил обучение в Багдаде, Хамадане, Нишапуре, Дамаске и других городах.
Автор сочинений «Адаб аль-муфти ва-ль-мустафти» (об адабах ученых в исламе), «Табакат аль-фукаха аш-шафи‘ийя» (сведения о богословах шафиитского мазхаба), «Сияна Сахих Муслим» (о методологии имама Муслима ан-Нишапури), «Шарх мушкиль аль-Васит» (комментарий к одному из важнейших источников шафиитского мазхаба) и др. Его книга «Ма‘рифа анва‘ ‘улюм аль-хадис» (больше известная как «Мукаддима Ибн ас-Салях») считается лучшим трактатом по основам хадисоведения. Преподавал в доме хадисов Аль-Ашрафия в Дамаске.
Умер в 643 г. х.
Ибн ас-Сунни ад-Динавари
Ибн ас-Сунни — Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Исхак ад-Динавари — известный хадисовед и законовед. Много путешествовал и обучался у шейхов Ирака, Эль-Джазиры, Шама и Египта.
Его учителями были такие имамы, как Абу ‘Абд-ар-Рахман ан-Насаи, Закарийя ас-Саджи, Абу Бакр Мухаммад ибн Мухаммад аль-Баганди, Абу Я‘куб Исхак аль-Манджаники, Абу аль-Касим аль-Багави, Абу ‘Аруба аль-Харрани, Джумахир ибн Мухаммад аз-Замлякани и др. Был одним из передатчиков «Сунана» ан-Насаи в сокращённом виде.
Автор сборников хадисов «‘Амаль аль-яум ва-ль-ляйля» (о повседневных мольбах и благодеяниях), «Кана‘а» (о пользе неприхотливости), «ат-Тибб ан-набави», «Фадаиль аль-а‘маль» (о достоинствах праведных деяний) и др.
Умер в 364 г. х.
Ибрахим ибн Мухаммад аль-Исфарайини
Ибрахим ибн Мухаммад ибн ‘Арабшах аль-Исфарайини, ‘Исам-ад-Дин — известный хорасанский богослов и законовед ханафитского мазхаба. Родился в Эсферайене в 873 г. Его отец был кадием этого города. В конце жизни посетил Самарканд и умер там в 945 г. х.
Автор сочинения по арабской стилистике «Аль-Атваль шарх Тальхис аль-мифтах» (комментарий к трактату аль-Хатиба аль-Казвини), комментария к тафсиру имама аль-Байдави, ряда комментариев к сочинениям по грамматике, логике и каламу.
‘Ияд ибн Муса аль-Яхсуби
‘Ияд ибн Муса ибн ‘Ияд, Абу аль-Фадль аль-Яхсуби — выдающийся андалусский хадисовед, историк и законовед маликитского мазхаба. Родился в Сеуте в 476 г. х. Начал серьëзно изучать религиозные дисциплины в родном городе в возрасте примерно 20 лет. Потом продолжил обучение в Андалусии. Его учителями были такие имамы, как Абу ‘Али аль-Хусайн ибн Мухаммад аль-Гассани, Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тамими, кадий Мухаммад ибн ‘Абдаллах аль-Масили, кадий Абу ‘Али Ибн Суккара. Занимал должность кадия Сеуты, потом — Гранады, а потом поселился в Кордобе, а потом снова был назначен кадием Сеуты. Автор книг «Аш-Шифа би-та‘риф хукук аль-мустафа» (об обязанностях верующих по отношению к Пророку Мухаммаду), «Аль-Илма‘ иля ма‘рифа усуль ар-ривая» (хадисоведческий трактат), «Машарик аль-анвар ‘аля сихах аль-асар» (об ошибках учëных в передаче хадисов), «Тартиб аль-мадарик ва такриб аль-масалик» (о достоинствах имама Малика и его последователей), «Джами‘ ат-тарих» (по истории Андалусии и Магриба), «Икмаль аль-му‘лим би-фаваид Сахих Муслим» (комментарий к сборнику хадисов имама Муслима) и др. Умер в Марракеше в 544 г. х., и относительно причин его смерти есть разные версии.
Миракшах аль-Харави
Миракшах — Мухаммад ибн ‘Атааллах ибн Фадляллах аш-Ширази аль-Харави — хадисовед и законовед ханафитского мазхаба. О его жизни сохранились лишь скудные сведения. Его отец Джамаль-ад-Дин Мирза ‘Атааллах был хадисоведом и преподавал в Герате.
Автор комментариев к сборникам хадисов «Аш-Шамаиль аль-мухаммадийя» имама ат-Тирмизи, «Аль-Хисн аль-хасин» имама Ибн аль-Джазари, «Мишкат аль-масабих» аль-Хатиба ат-Табризи и др. На его замечания часто ссылается ‘Али аль-Кари в сочинении «Миркат аль-мафатих шарх Мишкат аль-масабих».
Среди его учеников такие известные хадисоведы того времени, как Мухаммад Са‘ид аль-Хорасани и Мир Муртада аш-Шарифи аш-Ширази.
Пережил своего отца, который умер в 930 г. х.
Мухаммад Аль-Мунави
Мухаммад Аль-Мунави — ‘Абд-ар-Рауф ибн Тадж аль-‘Арифин — известный богослов и учёный-энциклопедист. Родился в Каире в 952 г. х.
Автор сочинений «Файд аль-Кадир» (комментарий к сборнику хадисов имама ас-Суюти), «Аль-Футухат ас-субханийя» (комментарий к хадисоведческому трактату Зайн-ад-Дина аль-‘Ираки, написанному в стихотворной форме), «Шарх аш-Шамаиль аль-мухаммадийя» (комментарий к сборнику хадисов имама ат-Тирмизи), «Аль-Джавахир аль-мудийя фи баян аль-адаб ас-султанийя» (отражает политические взгляды автора), «Гая аль-иршад» (трактат по естествознанию) и др. Последние годы жизни был прикован к постели и диктовал свои книги сыну Мухаммаду.
Умер в Каире в 1031 г. х.
Мухаммад ибн ‘Али аль-Хашими
Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хусайн ибн ‘Али ибн Абу Талиб, Абу ‘Абдуллах аль-Кураши аль-Хашими — известный знаток хадисов и мусульманского права, прямой потомок Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Известен по прозвищу аль-Бакир. Почитается имамитами как пятый непогрешимый имам. Его мать — Фатима бинт аль-Хасан ибн ‘Али ибн Абу Талиб. Родился в 56 г. х. Рассказывал хадисы со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Джабира ибн ‘Абдуллаха, Абу Са‘ида аль-Худри и других сподвижников и табиев, но больше известен благодаря своим фетвам и мудрым высказываниям. С его слов хадисы рассказывали его сын Джа‘фар, ‘Ата ибн Абу Рабах, Абу Давуд аль-А‘радж, ‘Амр ибн Динар, Абу Исхак ас-Саби‘и, Ибн Шихаб аз-Зухри, Яхья ибн Абу Касир и др. Умер в Медине в 114 г. х.
Мухаммад ибн Са‘д аль-Багдади
Мухаммад ибн Са‘д ибн Мани‘, Абу ‘Абдаллах аль-Багдади — выдающийся хадисовед, историк и знаток генеалогии. Родился в Басре в 168 г. х. С ранних лет начал изучать религиозные дисциплины, продолжил обучение в Багдаде, Мекке, Медине.
Его учителями были имамы Суфьян ибн ‘Уяйна, Ваки‘ ибн аль-Джаррах, Суляйман ибн Давуд ат-Таялиси, Хаммад ибн Усама аль-Куфи, Ибн ‘Уляйя аль-Асади и др. Был близким соратником историка Мухаммада ибн ‘Умара аль-Вакиди и известен как его секретарь.
Автор книг «Ат-Табакат аль-кубра», «Ат-Табакат ас-сугра», «Ахбар ан-наби», «Хияль» и др.
Умер в Багдаде в 230 г. х.
Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Нишапури
Муслим ибн аль-Хаджжадж ибн Муслим, Абу аль-Хусайн аль-Кушайри ан-Нишапури — выдающийся хадисовед. Родился в Нишапуре в 204 г. х. Начал изучать хадисы в детстве и много путешествовал по Ираку, Хиджазу, Шаму и Египту.
Обучался у таких выдающихся ученых, как ‘Али ибн аль-Джа‘д, Яхья ибн Ма‘ин, Исхак ибн Рахавайхи, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Бакр Ибн Абу Шайба, Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, Абу Ахмад аль-Фарра.
Среди его учеников — имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибрахим ибн Абу Талиб, Ибн Абу Хатим и Абу ‘Авана аль-Исфарайини, аль-Хусайн ибн Мухаммад аль-Каббани, Абу Бакр аль-Джаруди и др.
Автор книг «‘Иляль аль-хадис» (о недостатках хадисов), «Тамьиз» (об ошибках в тексте и иснаде хадисов), «Аль-Куна ва-ль-асма» (о передатчиках, известных по куньям), «Табакат» (о поколения передатчиков хадисов), «Аль-Мунфаридат ва-ль-вахдан» (о малоизвестных передатчиках) и др. Наибольшую известность получил его сборник «Аль-Джами‘ ас-Сахих», который считается вторым по значимости сборником хадисов после «Сахиха» аль-Бухари.
Умер в Нишапуре в 261 г. х.
Шамс-ад-Дин Аз-Захаби
Шамс-ад-Дин Аз-Захаби — Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман ат-Туркумани — выдающийся сирийский хадисовед, законовед и историк. Родился в Дамаске в 673 г. х. Обучался у более чем 1300 шейхов в Сирии, Палестине, Египте и Хиджазе.
Среди его учителей были такие имамы, как Джамаль-ад-Дин аль-Миззи, Таки-ад-Дин Ибн Таймийя, Ибн Дакик аль-‘Ид, Бадр-ад-Дин Ибн Джама‘а, аль-Касим ибн Мухаммад аль-Бирзали, Камаль-ад-Дин Ибн аз-Замлякани, Бурхан-ад-Дин аль-Фазари.
Автор книг «Тарих аль-ислям» (по истории ислама), «Сияр а‘лям ан-нубаля» (биографии мусульманских учёных и государственных деятелей со времён сподвижников), «Тазкира аль-хуффаз» (сведения о знатоках Корана и хадисов), «Мизан аль-и‘тидаль фи накд ар-риджаль» (сведения о передатчиках хадисов), «Тадридж асма ас-сахаба» (указатель имен сподвижников), «Аль-‘Улувв ли-ль-‘Али аль-Гаффар» (вероучительный трактат), «Кабаир» (сборник хадисов о тяжких грехах), «Аль-Мугни фи-д-ду‘афа» (сведения о слабых передатчиках) — всего около ста трудов по хадисоведению, вероучению и истории.
В 741 или 743 г. х. потерял зрение, но не прекратил активную преподавательскую деятельность. Среди его учеников такие выдающиеся богословы, как ‘Абд-аль-Ваххаб ас-Субки, Ибн Касир ад-Димашки, Салях-ад-Дин ас-Сафади, Ибн Раджаб аль-Ханбали.
Умер в Дамаске в 748 г. х.
Шарик ибн ‘Абдуллах ан-Наха‘и
Шарик ибн ‘Абдуллах ибн аль-Харис, Абу ‘Абдаллах ан-Наха‘и — известный знаток хадисов и мусульманского права. Уроженец Бухары, поселился в Куфе. Занимал непримиримую позицию по отношению к приверженцам нововведений. В 153 г. х. был назначен на должность кадия Куфы и прославился беспристрастностью в решении судебных тяжб. Был правдивым передатчиком, но часто ошибался и иногда подтасовывал иснады. Некоторые знатоки хадисов не записывали его рассказы после того, как он поступил на государственную службу. Умер в 177 г. х.
Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж аль-‘Атаки
Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж ибн аль-Вард, Абу Бистам аль-Азди аль-‘Атаки (по имени бывших господ) — выдающийся знаток Сунны, «эмир знатоков хадисов». Родился в Васите в 80 г. х. Поселился в Басре и прожил там до самой смерти. Застал аль-Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина, рассказывал хадисы со слов Катады ибн Ди‘амы, Яхьи ибн Абу Касира, Абу Исхака ас-Саби‘и, ‘Амра ибн Мурры и многих других. Был первым, кто начал критически высказываться о слабых передатчиках. С его слов хадисы рассказывали имамы Айюб ас-Сихтияни, Мухаммад ибн Исхак, Суфьян ас-Саури, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Суфьян ибн ‘Уяйна, Абу ‘Убайда, Ваки‘ ибн аль-Джаррах, Абу Юсуф аль-Куфи, Абу Давуд ат-Таялиси и др. Умер в 160 г. х.
Абу Давуд Ат-Таялиси
Абу Давуд Ат-Таялиси — Суляйман ибн Давуд ибн аль-Джаруд аль-Асади (по имени бывших господ) — выдающийся басрийский хадисовед, перс по происхождению. Родился в 133 г. х. в семье мавали известного сподвижника аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама. Слышал хадисы от табия младшего поколения Аймана ибн Набиля аль-Хабаши.
Обучался у больше чем тысячи ученых, в том числе Шу‘бы ибн аль-Хаджжаджа, Суфьяна ас-Саури, Ибн Абу Зи’ба, Хаммама ибн Яхьи.
Автор сборника хадисов «Муснад».
Среди его учеников были такие имамы, как Ахмад ибн Ханбаль, ‘Амр ибн ‘Али аль-Фалляс, Абу Бакр Бундар, аль-‘Аббас ибн Мухаммад ад-Дури, Ахмад ибн Ибрахим ад-Даураки, Ахмад ибн аль-Фурат. Один из его учеников — Мухаммад ибн Асад аль-Мадини — пережил его на девяносто лет, что в истории хадисоведения случалось очень редко.
Умер в Басре в 204 г. х.
Я‘куб ибн Суфьян аль-Фасави
Я‘куб ибн Суфьян ибн Джуван, Абу Юсуф аль-Фасави — известный богослов и хадисовед родом из иранского города Феса. В поисках знаний посетил Дамаск, Хомс, Палестину и Египет. Обучался у таких имамов, как Абу Бакр аль-Хумайди, ‘Абдаллах ибн Язид аль-Мукри, Макки ибн Ибрахим, Са‘ид ибн Мансур. Среди его учеников — Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Абу ‘Абд-ар-Рахман ан-Насаи, Ибн Хузайма, Абу ‘Авана, Ибрахим ибн Абу Талиб и другие имамы.
Автор трудов «Аль-Ма‘рифа ва ат-тарих» (по истории), «Машьяха» (сборник хадисов с иснадами), «Сунна» (по вероучению) и др., однако до наших дней сохранились только отдельные тома двух первых сочинений.
Умер в 277 г. х.