‘Абд-аль-Ваххаб ибн Яхья
‘Абд-аль-Ваххаб ибн Яхья ибн ‘Аббад — передатчик хадисов. Правнук известного сподвижника ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, упоминается в «Тарихе» имама аль-Бухари. Ибн Хиббан назвал его заслуживавшим доверия, а Ибн Хаджар считал его сообщения приемлемыми при наличии перекрещивающихся версий.
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр аль-Муляйки
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр аль-Муляйки — слабый передатчик хадисов, живший в Медине. Рассказывал хадисы со слов нескольких человек, в том числе своего дяди, авторитетного имама из поколения табиев — ‘Абдуллаха ибн ‘Убайдаллаха ибн Абу Муляйки. Его сын Мухаммад тоже был слабым передатчиком.
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Рафи‘
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Рафи‘ — передатчик хадисов со слов ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара ибн Абу Талиба и Абу Рафи‘ (в передаче своего дяди и своей тётки по отцовской линии). Яхья ибн Ма‘ин считал, что его сообщения можно принимать в расчёт. Возможно, он не был сыном известного сподвижника Абу Рафи‘.
‘Абд-ар-Рахман ибн аль-‘Аля
‘Абд-ар-Рахман ибн аль-‘Аля ибн аль-Ляджлядж — передатчик хадисов из Алеппо. Ибн Хиббан назвал его заслуживавшим доверия, а Ибн Хаджар считал его сообщения приемлемыми при наличии перекрещивающихся версий. Рассказывал хадисы со слов своего отца, который был заслуживавшим доверия табием.
‘Абд-ар-Рахман ибн Кайс аз-За‘фарани
‘Абд-ар-Рахман ибн Кайс, Абу Му‘авия ад-Дабби аз-За‘фарани — передатчик хадисов родом из Васита. Некоторое время жил в Багдаде, потом поселился в Нишапуре. Многое из того, что он рассказывал со слов авторитетных знатоков хадисов, не подтверждалось другими надёжными передатчиками. Поэтому большинство имамов не доверяли его передачам, а некоторые и вовсе обвиняли его во лжи и фальсификации хадисов. В шести главных сборниках нет ни одного его сообщения.
‘Абд-Раббих ибн Барик аль-Ханафи
‘Абд-Раббих ибн Барик, Абу ‘Абдаллах аль-Ханафи — передатчик хадисов родом из Ямамы. Жил в Басре или в Куфе. Рассказывал хадисы со слов своего деда по материнской линии, известного знатока хадисов — Абу Зумайля Симака ибн аль-Валида. На него ссылались многие передатчики, но имамы высказывали разные мнения о его надёжности.
‘Абдуллах ибн ‘Абд-ар-Рахман ат-Таифи
‘Абдуллах ибн ‘Абд-ар-Рахман ибн Я‘ля, Абу Я‘ля ат-Таифи — передатчик хадисов родом из племени сакиф. Был правдивым передатчиком, но часто ошибался. Рассказывал хадисы со слов ‘Абд-ар-Рахмана ибн аль-Касима ибн Мухаммада, ‘Аты ибн Абу Рабаха, ‘Усмана ибн ‘Абдаллаха ас-Сакафи, ‘Амра ибн Шу‘айба и других выдающихся ученых. С его слов хадисы рассказывали такие имамы, как Ваки‘ ибн аль-Джаррах, Му‘тамир ибн Суляйман, ‘Абд-ар-Рахман ибн Махди, ‘Иса ибн Юнус.
‘Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Бахили
‘Абдуллах ибн аз-Зубайр ибн Ма‘бад, Абу аз-Зубайр аль-Бахили — передатчик хадисов из Басры. Рассказывал хадисы со слов Айюба ас-Сихтияни, Сабита аль-Бунани, Халида аль-Хаззы и других табиев. Ибн Хиббан причислил его к заслуживавшим доверия, а Ибн Хаджар считал его сообщения приемлемыми при наличии перекрещивающихся версий.
‘Абдуллах ибн Маймун аль-Махзуми
‘Абдуллах ибн Маймун ибн Давуд аль-Каддах аль-Махзуми (по имени бывших господ) — передатчик хадисов из Мекки. Рассказывал хадисы от имени Джа‘фара ибн Мухаммада, Исма‘иля ибн Умайи, Яхьи ибн Са‘ида аль-Ансари и др., но его сообщения считаются очень слабыми и отвергаются.
‘Абдуллах ибн Шабиб
‘Абдаллах ибн Шабиб ибн Халид, Абу Са‘ид ар-Раба‘и — передатчик хадисов родом из Мекки. Поселился в Басре. Рассказывал хадисы со слов имамов Са‘ида ибн Мансура аль-Хорасани, Мухаммада ибн Масламы аль-Махзуми и др., но перемешивал их и воровал чужие рассказы. Его сообщения считаются неприемлемыми.
Абу Джа‘фар аль-Кумаси
Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джа‘фар ас-Симнани аль-Кумаси — известный передатчик хадисов. Заслуживал доверия и рассказывал слов сирийских имамов Абу Мусхира аль-Гассани, ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара ар-Ракки, ‘Али ибн ‘Айяша аль-Химси, куфийского богослова ‘Умара ибн Хафса ибн Гияса, египетского имама ‘Абдуллаха ибн Салиха аль-Джухани и др. Его сообщения приводятся в сборниках аль-Бухари, ат-Тирмизи и Ибн Маджи. Умер в 220 г. х.
Абу Джанаб аль-Кальби
Абу Джанаб Яхья ибн Абу Хайя аль-Кальби — слабый передатчик хадисов из Куфы. Рассказывал хадисы со слов своего отца, а также ад-Даххака ибн Музахима, Ияда ибн Лякита, ‘Абд-ар-Рахмана ибн Абу Ляйлы, Язида ибн аль-Бары ибн ‘Азиба и др. По мнению имамов, он подтасовывал сообщения и рассказывал со слов авторитетных учёных то, чего сам не слышал от них. Тем не менее с его слов хадисы рассказывали такие имамы, как ‘Абда ибн Суляйман аль-Киляби, Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уяйна и Джарир ибн ‘Абд-аль-Хамид ад-Дабби. Некоторые из его хадисов приводятся в «Сунанах» Абу Давуда, ат-Тирмизи и Ибн Маджи. Умер в местечке Эль-Кунаса в 147 г. х.
Абу Хамид Аль-Марвази
Абу Хамид Аль-Марвази — Ахмад ибн ‘Абдаллах ибн Давуд — передатчик хадисов из Мерва. Занимался торговлей. Известен как передатчик сборника «Аль-‘Иляль аль-кабир», составленного имамом Абу ‘Исой ат-Тирмизи. Его не следует путать с известным ханафитским законоведом — кадием Абу Хамидом Ахмадом ибн Бишром аль-Марвази.
‘Аиша бинт Са‘д
‘Аиша бинт Са‘д ибн Абу Ваккас аль-Курашия — известная передатчица хадисов, дочь одного из десятерых сподвижников, обрадованных раем при жизни. Рассказывала хадисы со слов своего отца и некоторых матерей правоверных. Преподавала женщинам в мечети Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Умерла в 117 г. х.
Аль-Аш‘ас ибн Суляйм аль-Мухариби
Аль-Аш‘ас ибн Суляйм ибн Асвад аль-Мухариби — заслуживающий доверия передатчик хадисов из Куфы. Его отец Абу аш-Ша‘са — известный табий и соратник халифа ‘Али ибн Абу Талиба. Рассказывал хадисы со слов своего отца, а также аль-Асвада ибн Хиляля, аль-Асвада ибн Язида, Са‘ида ибн Джубайра, Абу Бурды аль-Аш‘ари и др. С его слов хадисы рассказывали такие имамы, как Суфьян ас-Саури, Абу Исхак аш-Шайбани, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Шарик ибн ‘Абдаллах ан-Наха‘и и др. Его сообщения приводятся во всех шести главных сборниках. Умер в 125 г. х.
Аль-Валид ибн Абу аль-Валид
Аль-Валид ибн Абу аль-Валид — Абу ‘Усман аль-Мадани — вольноотпущенник ‘Усмана ибн ‘Аффана или ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. Рассказывал хадисы со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, Са‘ида ибн аль-Мусайяба, ‘Укбы ибн Муслима ат-Туджиби, ‘Абдуллаха ибн Динара, Суляймана ибн Хариджи и др. Ибн Хиббан назвал его заслуживавшим доверия, но добавил, что, несмотря на малочисленность хадисов с его слов, некоторые из них противоречат другим надёжным сообщениям. ‘Али ибн аль-Мадини и Абу Зур‘а ар-Рази тоже считали его заслуживавшим доверия. С его слов хадисы рассказывали египетские учёные, в том числе имамы аль-Ляйс ибн Са‘д и Хайва ибн Шурайх.
‘Али ибн Джа‘фар аль-Хашими
‘Али ибн Джа‘фар ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хусайн ибн ‘Али ибн Абу Талиб аль-Кураши аль-Хашими — передатчик хадисов со слов своего отца, брата Мусы ибн Джа‘фара, Суфьяна ас-Саури и др. В главных сводах хадисов встречается только один его рассказ у ат-Тирмизи. Ибн Хаджар считал его сообщения приемлемыми при наличии перекрещивающихся версий. Умер в 210 г. х.
‘Али ибн Мухаммад
‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Абдаллах ибн Абу Сайф аль-Мадаини — знаток истории ислама, истории и генеалогии арабов, арабской поэзии. Был правдивым передатчиком, но рассказывал мало хадисов с иснадами. Написанные им трактаты не сохранились, но их фрагменты встречаются в сочинениях Ибн Джарира ат-Табари, аль-Мас‘уди, Ибн ‘Абд-Раббиха и др. Умер в Багдаде в 224 г. х.
‘Али ибн Раби‘а аль-Валиби
‘Али ибн Раби‘а ибн Надля, Абу аль-Мугира аль-Валиби — известный передатчик хадисов из Куфы. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, аль-Мугиры ибн Шу‘бы, Асмы ибн аль-Хакам, Самуры ибн Джундуба, Сальмана аль-Фариси и др.
‘Али ибн Зайд аль-Кураши
‘Али ибн Зайд ибн ‘Абдаллах ибн Зухайр ибн ‘Абдаллах ибн Джуд‘ан, Абу аль-Хасан аль-Кураши — передатчик хадисов из поколения табиев. Родился слепым и обладал обширными знаниями, но имел слабую память и пересказывал странные рассказы. Абу Хатим ар-Рази сказал, что его хадисы можно записывать, но на них нельзя опираться. Умер в Басре в 131 г. х.
‘Амир ибн Са‘д аз-Зухри
‘Амир ибн Са‘д ибн Абу Ваккас аль-Кураши аз-Зухри — передатчик хадисов из Медины, сын выдающегося сподвижника, одного из десяти обрадованных раем при жизни. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов своего отца, Усамы ибн Зайда, ‘Аиши, Абу Хурайры, Джабира ибн Самуры и др. Умер в 104 г. х.
‘Амр ибн аш-Шарид ас-Сакафи
‘Амр ибн аш-Шарид ибн Сувайд, Абу аль-Валид ас-Сакафи — передатчик хадисов из Хиджаза, сын известного сподвижника. Рассказывал хадисы со слов своего отца, ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, аль-Мисвара ибн Махрамы и др. Заслуживал доверия, и его хадисы приводятся во многих сборниках.
‘Амр ибн ‘Иса аль-‘Адави
‘Амр ибн ‘Иса ибн Сувайд, Абу На‘ама аль-‘Адави — передатчик хадисов из Басры. Заслуживал доверия, но перед смертью запутался и часто ошибался. Его хадисы пересказывали имамы Яхья ибн Са‘ид аль-Каттан, Ваки‘ ибн аль-Джаррах, Макки ибн Ибрахим и др. Его дядя Исхак ибн Сувайд был табием и тоже заслуживал доверия.
‘Амр ибн Шу‘айб ас-Сахми
‘Амр ибн Шу‘айб ибн Мухаммад ибн ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, Абу Ибрахим аль-Кураши ас-Сахми — известный знаток хадисов и мусульманского права. Жил в Таифе и часто посещал Мекку. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов своего отца, Са‘ида ибн аль-Мусаяба, Тавуса, Суляймана ибн Ясара и др. Умер в 118 г. х. Хадисоведы не были единодушны по поводу рассказов его прадеда ‘Абдаллаха, дошедших в передаче его отца Шу‘айба, потому что его отец не слышал своего деда, а читал его рукописи. Тем не менее имамы ‘Али ибн аль-Мадини, Исхак ибн Рахавайхи, Мухаммад ибн Исма‘иль аль-Бухари и многие другие опирались на этот иснад.
‘Асим ибн Дамра ас-Салюли
‘Асим ибн Дамра ас-Салюли — передатчик хадисов из Куфы. Рассказывал хадисы со слов ‘Али ибн Абу Талиба, и ‘Али ибн аль-Мадини, Ахмад ибн Ханбаль, Яхья ибн Му‘ин и др. считали его заслуживавшим доверия или правдивым. В то же время Ибн ‘Ади аль-Джурджани, Абу Бакр аль-Байхаки и др. критиковали его за хадисы, которые не подтверждались рассказами других передатчиков. Умер в 74 г. х.
‘Асим ибн Куляйб аль-Джарми
‘Асим ибн Куляйб ибн Шихаб аль-Джарми — передатчик хадисов из Куфы. Его отец и дед были сподвижниками. Отличался набожностью и заслуживал доверия. С его слов хадисы рассказывали десятки известных людей, в том числе Суфьян ибн ‘Уяйна, Суфьян ас-Саури, Хаммам ибн Яхья ибн Динар и Ваки‘ ибн аль-Джаррах. Умер в 137 г. х.
‘Ата ибн Муслим аль-Хаффаф
‘Ата ибн Муслим аль-Хаффаф, Абу Махляд аль-Куфи — передатчик хадисов из Куфы. Поселился в Басре. Обучался у выдающихся имамов своего времени: Суляймана аль-А‘маша, Суфьяна ас-Саури, Халида ибн Михрана и др. Был правдивым передатчиком, но после того, как зарыл свои книги, много ошибался. Поэтому его сообщения принимаются, только если они подтверждаются другими надёжными хадисами. Умер в 190 г. х.
Фаид мауля ‘Убайдаллаха ибн ‘Али
Фаид, мауля ‘Убайдаллаха ибн ‘Али ибн Абу Рафи‘ — передатчик хадисов из Медины. Рассказывал хадисы со слов своего хозяина и некоторых других передатчиков. С его слов хадисы рассказывали Фудайль ибн Суляйман ан-Нумайри, Зайл ибн аль-Хубаб, ‘Абд-ар-Рахман ибн Абу аль-Маваль и др. Имам Ахмад и Абу Хатим считали его неплохим передатчиком, а Ибн Хиббан и Яхья ибн Ма‘ин — заслуживавшим доверия.
Хишам ибн Зияд аль-Кураши
Хишам ибн Зияд ибн Са‘давайхи, Абу аль-Микдам аль-Кураши (по имени бывших господ) — слабый передатчик хадисов из Мерва. Поселился в Басре, рассказывал выдуманные истории со слов правдивых табиев и подозревался в том, что делал это сознательно. Его хадисы отвергаются, и никто из имамов не прислушивался к ним. Тем не менее, некоторые из них приводятся у ат-Тирмизи и Ибн Маджи.
Мухаммад ибн Ахмад аль-Кайси
Мухаммад ибн Ахмад ибн Нафи‘, Абу Бакр аль-‘Абди аль-Кайси — передатчик хадисов из Басры. Был правдивым передатчиком и рассказывал хадисы со слов Му‘тамира ибн Суляймана, Яхьи ибн Касира аль-‘Анбари, ‘Умара ибн ‘Али аль-Мукаддами, Мухаммада ибн Абу ‘Ади, Абу ‘Абдаллаха Гундара и др. С его слов хадисы передавали имамы Муслим ан-Нишапури, Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Абу ‘Абд-ар-Рахман ан-Насаи, Закарийя ибн Яхья ас-Саджи, Ибн Абу ад-Дунья и др. Умер около 240 г. х.