Хафса бинт ‘Умар
Хафса бинт ‘Умар ибн аль-Хаттаб аль-Курашийя аль-‘Адавийя — мать правоверных и дочь второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Родилась приблизительно за пять лет до начала пророчества и приняла ислам вместе с отцом в Мекке. Была замужем за Хунайсом ибн Хузафой ас-Сахми и вместе с ним совершила хиджру сначала в Абиссинию, а затем в Медину. После битвы при Ухуде осталась вдовой и вышла замуж за Пророка, мир ему и благословение Аллаха. После смерти своего отца хранила первый список Корана, собранный при халифе Абу Бакре. С её слов было передано 60 хадисов. Умерла в Медине в 41 г. х.
Хассан ибн Сабит
Хассан ибн Сабит ибн аль-Мунзир, Абу аль-Валид аль-Ансари аль-Хазраджи — известный сподвижник и поэт. Принял ислам в возрасте 60 лет и в своих стихах воспевал ислам и защищал честь Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Из-за преклонного возраста в сражениях не участвовал, но поднимал боевой дух бойцов. В одном из хадисов сообщается, что ангел Джибриль поддержал его. С его слов хадисы рассказывали его сын ‘Абд-ар-Рахман, аль-Бара ибн ‘Азиб, Са‘ид ибн аль-Мусайяб, Абу Саляма и др. Умер в 40 г. х.
Хинд ибн Абу Халя
Хинд ибн Абу Халя аль-Усаййиди ат-Тамими — известный сподвижник, сын Хадиджи бинт Хувайлид от второго мужа, приемный сын Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Его отец был известен по кунье, и в источниках приводятся разные сведения относительно его имени от рождения. Участвовал в битве при Бадре и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Согласно другим источникам, он не принимал участия в битве при Бадре. Погиб в Верблюжьей битве в 36 г. х., сражаясь на стороне халифа ‘Али ибн Абу Талиба.
‘Имран ибн Хусайн
‘Имран ибн Хусайн ибн ‘Убайд, Абу Нуджайд аль-Хуза‘и — известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Принял ислам вместе со своим отцом и Абу Хурайрой в 7 г. х. При жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, часто приезжал в Медину, а в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба переселился в Басру. У него обучались имамы Зурара ибн Ауфа, аль-Хасан аль-Басри, Мутарриф ибн ‘Абдаллах, Мухаммад ибн Сирин и др. С его слов было передано 180 хадисов. Умер в 52 г. х.
Ка‘б ибн Малик
Ка‘б ибн Малик ибн Абу Ка‘б аль-Ансари аль-Хазраджи — известный сподвижник, участник второй клятвы при Акабе, один из трёх поэтов, сочинявших стихи в защиту Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и порицавших язычество. Не принял участие в походе на Табук и вместе с двумя другими мусульманами искренне покаялся и заслужил прощение (сура 9 «Покаяние», аят 118). В конце жизни потерял зрение. Умер в 50 г.х. С его слов было передано около 30 хадисов.
Лябид ибн Абу Раби‘а
Лябид ибн Абу Раби‘а ибн Малик, Абу ‘Акиль аль-‘Амири— известный сподвижник, один из видных арабских поэтов своего времени. В своих стихах часто воспевал образ жизни бедуинов. Принял ислам и прибыл в Медину в составе делегации родного племени хавазин. После ознакомления с Кораном перестал сочинять стихи и говорил: «Вместо стихов Аллах даровал мне суры "Корова" и "Семейство ‘Имрана"». Поселился в Куфе и скончался в 41 г. х. в возрасте около 140 лет.
Му‘авия ибн Абу Суфьян
Му‘авия ибн Абу Суфьян Сахр ибн Харб, Абу ‘Абд-ар-Рахман аль-Кураши аль-Умави — выдающийся сподвижник, эмир верующих и основатель династии Омейядов. Принял ислам раньше своего отца, предположительно в конце 7 г. х., но скрывал это вплоть до освобождения Мекки. Последние годы жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, был его секретарём. В период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба был назначен на должность вали Дамаска, а при халифе ‘Усмане ибн ‘Аффане — всего Шама. После убийства ‘Усмана выступил против халифа ‘Али ибн Абу Талиба, требуя наказать мятежников, виновных в гибели ‘Усмана. В 41 г. х. стал единовластным халифом после того, как аль-Хасан ибн ‘Али отказался от власти в его пользу. Умер в раджабе 60 г. х. С его слов было передано около 160 хадисов.
Мус‘аб ибн ‘Умайр
Мус‘аб ибн ‘Умайр ибн Хашим, Абу Мухаммад аль-Кураши аль-‘Абдари — выдающийся сподвижник, сыгравший огромную роль в распространении ислама в Ясрибе. Принял ислам в доме аль-Аркама, но вскоре был подвергнут притеснениям со стороны матери и родственников. Совершил хиджру в Абиссинию, потом вернулся в Мекку, а после первой присяги в Акабе был отправлен в Ясриб для обучения людей исламу. Участвовал в битве при Бадре. Погиб в битве при Ухуде в 2 г. х.
Румайса бинт ‘Амр
Румайса бинт ‘Амр ибн Хашим ибн аль-Мутталиб ибн ‘Абд-Манаф аль-Курашийя — сподвижница Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ибн ‘Абд-аль-Барр считал её бабушкой известного табия ‘Асима ибн ‘Умара ибн Катады. Ибн Са‘д отождествляет её с Умм Римсой — той самой, которая приняла участие в освобождении Хайбара и получила часть добычи. Ибн Хаджар считал, что это два разных человека.
Са‘д ибн Абу Ваккас
Са‘д ибн Абу Ваккас — Малик ибн Ухайб ибн ‘Абд-Манаф ибн Зухра аль-Кураши аз-Зухри — выдающийся сподвижник, один из первых мусульман, один из десяти обрадованных раем при жизни и один из шести членов совета, созданного ‘Умаром ибн аль-Хаттабом перед смертью. Принял участие в битве при Бадре и других походах. Во время конфликта между ‘Али и Му‘авией не принял чью-либо сторону. Умер в 55 г. х., пережив остальных обрадованных раем сподвижников. С его слов было передано около 270 хадисов.
Сафийя бинт Шайба
Сальма Умм Рафи‘
Сальма Умм Рафи‘ — служанка Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и жена его вольноотпущенника Абу Рафи‘. Есть сообщения, что сначала она принадлежала Сафийе бинт ‘Абд-аль-Мутталиб, а потом самому Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Участвовала в освобождении Хайбара. Была приёмницей сыновей Фатимы, дочери Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также его сына Ибрахима. Вместе с Асмой бинт ‘Умайс обмывала тело Фатимы после её смерти. Она же первой сообщила Зайнаб бинт Джахш о том, что Всевышний Аллах выдал её замуж за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и та подарила ей участок земли.
Сальман аль-Фариси
Сальман ибн Бузахшан аль-Фариси, Абу ‘Абдаллах — выдающийся сподвижник, первый перс, принявший ислам. Имя при рождении — Мабах или Рузбах. Родился в деревне Джай около Исфахана в семье зороастрийца. Обратился в христианство и долго странствовал, обучаясь у священников, после чего попал в рабство и оказался в Ясрибе. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил хиджру, он принял ислам, а после битвы при Ухуде сумел выкупить свободу. Первым его сражением стала битва у рва. Позднее участвовал в завоевании Ирана. Занимал должность вали Мадаина. С его слов было передано 60 хадисов. Умер около 34 г. х.
‘Убада ибн ас-Самит
‘Убада ибн ас-Самит ибн Кайс, Абу аль-Валид аль-Ансари аль-Хазраджи — выдающийся сподвижник, один из накибов, принесших присягу в Акабе, и один из лучших знатоков Корана. Принял участие в битве при Бадре и других сражениях и походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поселился в Иерусалиме. Умер в Рамле в 34 г. х. Его брат Аус был мужем Хаулы бинт Са‘лябы, и о них были ниспосланы аяты о зихаре в суре «Препирающаяся».
‘Убайд ибн Халид
‘Убайд ибн Халид аль-Мухариби — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В источниках он также упоминается как ‘Убайда или ‘Абида или как ‘Убайда ибн Халяф. Поселился в Куфе. Его рассказы дошли в передаче его племянницы Рухм бинт аль-Асвад и приводятся в «Сунане» ан-Насаи и в «Шамаиле» ат-Тирмизи.
‘Умар ибн Абу Саляма
‘Умар ибн Абу Саляма ибн ‘Абд-аль-Асад, Абу Хафс аль-Кураши аль-Махзуми — известный сподвижник, пасынок Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, сын матери правоверных Умм Салямы. Родился в Абиссинии, куда его родители переселились из-за преследования первых мусульман в Мекке. Его отец был молочным братом Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Прожил долгую жизнь и был старейшиной бану махзум. Умер в период правления ‘Абд-аль-Малика ибн Марвана. Историк Ибн аль-Асир датирует его смерть 83 г. х.
‘Умар ибн аль-Хаттаб
‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль, Абу Хафс аль-Кураши аль-‘Адави — выдающийся сподвижник и второй праведный халиф. Его предок в девятом колене Ка‘б ибн Луайй приходился предком Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в восьмом колене. Его мать — Хантама бинт Хашим ибн ал-Мугира, двоюродная сестра Абу Джахля и аль-Хариса, двух сыновей Хишама ибн аль-Мугиры. Принял ислам в конце шестого года после начала пророчества. Совершил хиджру в Медину и принял участие в битве при Бадре и в последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Халиф Абу Бакр назначил его халифом после себя в джумада-ль-ахире 13 г. х., и десятилетний период его правления был отмечен установлением в Халифате внутриполитической стабильности, великими победами над Персией и Византией, успешными внутригосударственными реформами, основанием новых городов и многими прогрессивными переменами. Был смертельно ранен во время рассветной молитвы персом Абу Лулуа Фирузом и умер в конце зу-ль-хиджжи 23 г. х.
Умм аль-Фадль
Умм аль-Фадль Любаба бинт аль-Харис ибн Хазн аль-Хилялийя — известная сподвижница, жена дяди Пророка, мир ему и благословение Аллаха, — аль-‘Аббаса ибн ‘Абд-аль-Мутталиба. Сестра матери правоверных Маймуны, тётка по матери Халида ибн аль-Валида и единоутробная сестра Асмы бинт ‘Умайс. Рано приняла ислам, но не имела возможности совершить хиджру. Переселилась в Медину вместе с мужем и семьёй после освобождения Мекки. Умерла при халифе ‘Усмане ибн ‘Аффане около 30 г. х. Её не следует путать с её же единокровной сестрой Любабой бинт аль-Харис, женой аль-Валида ибн аль-Мугиры и матерью Халида ибн аль-Валида, которая приняла ислам после освобождения Мекки.
Умм Хани бинт Абу Талиб
Умм Хани Фахита бинт Абу Талиб ибн ‘Абд-аль-Мутталиб аль-Курашийя аль-Хашимийя — известная сподвижница, двоюродная сестра Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Она была известна по кунье, и относительно её имени от рождения есть разногласия. У её дома ночевал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, перед ночным путешествием из Мекки в Эль-Кудси. Приняла ислам в год освобождения Мекки. Тогда же её муж Хубайра ибн ‘Амр аль-Махзуми сбежал в Наджран, и историки не упоминают о том, что он принял ислам. С её слов было передано 46 хадисов. Умерла в 50 г. х.
Умм Кульсум бинт Мухаммад
Умм Кульсум бинт Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-Курашийя аль-Хашимийя — дочь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и Хадиджи бинт Хувайлид. Родилась за шесть лет до начала пророчества. Вышла замуж за двоюродного брата своего отца ‘Утайбу, сына Абу Ляхаба, но после её обращения в ислам они расстались. Совершила хиджру вслед за отцом, а после смерти своей родной сестры Рукайи вышла замуж за ‘Усмана ибн ‘Аффана. Умерла в шабане 9 г. х.
Умм Саляма бинт Абу Умайя
Умм Саляма Хинд бинт Абу Умайя ибн аль-Мугира аль-Махзумийя — мать правоверных. Двоюродная сестра выдающегося сподвижника Халида ибн аль-Валида и предводителя язычников Абу Джахля ибн Хишама. Была женой Абу Салямы ибн ‘Абд-аль-Асада, молочного брата Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и вместе с ним совершила переселение в Абиссинию. Впоследствии они переселились в Медину, а через несколько месяцев после битвы при Бадре её муж умер, и она вышла замуж за Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Считалась одной из самых образованных мусульманок и принимала активное участие в общественно-политической жизни Халифата. Пережила остальных жён Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и умерла около 59 г. х. Похоронена на кладбище Эль-Баки. С её слов было передано 378 хадисов.
Умм Суляйм бинт Мильхан
Умм Суляйм аль-Гумайса бинт Мильхан ибн Халид аль-Ансарийя аль-Хазраджийя — известная сподвижница, одна из первых женщин, принявших ислам в Ясрибе. Мать выдающегося сподвижника Анаса ибн Малика, была женой Малика ибн ан-Надра, а после его смерти — Абу Тальхи аль-Ансари, от которого родила Абу ‘Умайра и ‘Абдуллаха. С её слов было передано 14 хадисов. Умерла в 30 г. х.
‘Урва ибн Мас‘уд
‘Урва ибн Мас‘уд ибн Му‘аттиб, Абу Мас‘уд ас-Сакафи — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из самых уважаемых арабов своего времени. Есть мнение, что именно его имели в виду язычники, когда сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан какому-нибудь важному человеку из двух городов?» (сура 43 «Украшения», аят 31). Его отец возглавлял своих сородичей во время «беззаконной» войны — единственного межплеменного конфликта, в котором Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, принял участие до начала пророчества. Обратился в ислам в рамадане 9 г. х. и, несмотря на предостережение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, вернулся в Таиф, чтобы призвать свой народ к вере, но был убит.
Усама ибн Зайд
Усама ибн Зайд ибн аль-Хариса Абу Мухаммад аль-Кальби — выдающийся сподвижник, любимец Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сын его любимца. Его мать Умм Айман была воспитательницей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Из-за малого возраста не участвовал в битвах при Бадре и Ухуде, и его первым сражением стала битва у рва. Командовал армией мусульман, совершившей поход в Палестину сразу после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В период правления Абу Бакра и ‘Умара продолжил военную карьеру. Во время конфликта между ‘Али ибн Абу Талибом и Му‘авией ибн Абу Суфьяном не присоединился ни к одной из сторон. Проживал в Сирии, затем в Вади-эль-Кура. В период правления Му‘авии вернулся в Медину. Умер в Эль-Джурфе, недалеко от Медины, в 54 г. х. С его слов было передано 118 хадисов.
‘Усман ибн ‘Аффан
‘Усман ибн ‘Аффан ибн Абу аль-‘Ас, Абу ‘Амр аль-Кураши аль-Умави — выдающийся сподвижник и третий праведный халиф, один из первых мусульман, один из десяти обрадованных раем при жизни и один из шести членов совета, созданного ‘Умаром ибн аль-Хаттабом перед смертью. Его предок в пятом колене ‘Абд-Манаф был прапрадедом Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Его мать — Арва бинт Курайз ибн Раби‘а, двоюродная сестра Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Был зятем Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и вместе со своей женой Рукией переселился в Абиссинию. Позднее вернулся в Мекку и оттуда совершил хиджру в Медину. Во время битвы при Бадре с позволения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, остался в городе, чтобы ухаживать за своей больной женой. После смерти Рукии женился на её сестре Умм Кульсум. Не присутствовал при принесении присяги под деревом в Худайбии, потому что был задержан мекканцами, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пожал себе руку и сказал, что это за ‘Усмана. Был избран халифом после гибели ‘Умара ибн аль-Хаттаба в начале 24 г. х. Убит во время восстания сабаитов в зу-ль-хиджже 35 г. х.
‘Усман ибн Маз‘ун
‘Усман ибн Маз‘ун ибн Хабиб, Абу ас-Саиб аль-Джумахи — известный сподвижник, один из первых мусульман. Совершил хиджру в Абиссинию, а потом вернулся в Мекку. Позднее совершил хиджру в Медину и принял участие в битве при Бадре. Умер в шабане 3 г. х. и был похоронен на кладбище Эль-Баки.
‘Утба ибн Газван
‘Утба ибн Газван ибн Джабир, Абу ‘Абдаллах аль-Мазини — известный сподвижник, один из первых мусульман. Совершил хиджру в Абиссинию, а потом в Медину. Участвовал в битве при Бадре и в последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. При халифе ‘Умаре ибн аль-Хаттабе основал город Басру, который превратился в военную базу мусульман, и был назначен его вали. Хадисы с его слов рассказывали Халид ибн ‘Умайр аль-‘Адави, Кабиса ибн Джабир, Гунайм ибн Кайс аль-Мазини и др. Умер в 17 г. х.
Юсуф ибн ‘Абдуллах
Юсуф ибн ‘Абдуллах ибн Салям ибн аль-Харис, Абу Я‘куб аль-Исраили — сын еврейского ученого, принявшего ислам. Аль-Бухари считал его сподвижником младшего поколения, а Абу Хатим и Абу аль-Хасан аль-‘Иджли относили его к табиям. Родился во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тот усадил его на свою ладонь, погладил по голове и назвал Юсуфом. Заслуживал доверие и рассказывал хадисы со слов своего отца, ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Али ибн Абу Талиба. Умер ок. 100 г. х., в период правления ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза.
Зайд ибн Сабит
Зайд ибн Сабит ибн ад-Даххак, Абу Са‘ид аль-Ансари аль-Хазраджи — выдающийся сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его личный секретарь, один из лучших знатоков Корана и лучший знаток правил распределения наследства. Участвовал в битве у рва и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. По приказу халифа Абу Бакра собрал Коран в единый свиток, а затем по приказу халифа ‘Усмана возглавил комиссию по кодификации Корана. При халифе ‘Умаре занимал должность кадия Медины и участвовал в составлении дивана племён. Позднее ‘Усман ибн ‘Аффан утвердил его на этой должности и назначил государственным казначеем. Умер в 45 г.х.
Зайнаб бинт Мухаммад
Зайнаб бинт Мухаммад ибн ‘Абдаллах аль-Курашийя аль-Хашимийя — старшая дочь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и Хадиджи бинт Хувайлид. При жизни матери вышла замуж за Абу аль-‘Аса ибн ар-Раби‘. Совершила хиджру после битвы при Бадре, до обращения в ислам её мужа. Их сын ‘Али умер подростком после освобождения Мекки, а их дочь Умама вышла замуж за ‘Али ибн Абу Талиба, а после его смерти — за аль-Мугиру ибн Науфаля. Умерла в начале 8 г. х.