Дальхам ибн Салих аль-Кинди

Дальхам ибн Салих аль-Кинди — слабый передатчик хадисов из Куфы, современник младшего поколения табиев. Рассказывал хадисы со слов более старших табиев: ад-Даххака ибн Музахима, ‘Аты ибн Абу Рабаха, ‘Амира аш-Ша‘би и др. В «Сунанах» Абу Давуда, ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится лишь один хадис в его передаче со слов Худжайра ибн ‘Абдаллаха аль-Кинди, который был малоизвестным передатчиком.

Джабир ибн Язид аль-Джу‘фи

Джабир ибн Язид ибн аль-Харис — Абу ‘Абдаллах аль-Джу‘фи — табий младшего поколения из Куфы. Также известен под куньями Абу Язид и Абу Мухаммад. Одно время был правдивым передатчиком, и хадисы с его слов рассказывали такие имамы, как Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж и Суфьян ас-Саури, но после того, как он стал признавать доктрину возвращения ‘Али ибн Абу Талиба в этот мир после смерти, учёные отказались от его хадисов и обвинили его во лжи. Умер в 128 г. х.

‘Иса ибн Тахман аль-Джумаши

‘Иса ибн Тахман ибн Рама, Абу Бакр аль-Джумаши — табий младшего поколения из Басры. Поселился в Куфе. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов Анаса ибн Малика и др. С его слов хадисы пересказывали имамы ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак, Ваки‘ ибн аль-Джаррах, Халляд ибн Яхья и др. Умер в 159 г. х.

Катада ибн Ди‘ама ас-Садуси

Катада ибн Ди‘ама ибн Катада, Абу аль-Хаттаб ас-Садуси — выдающийся табий, знаток хадисов и комментатор Корана из Басры. Родился слепым и обладал феноменальной памятью. Пересказывая хадисы, часто опускал имена тех, от кого он слышал их. Несмотря на его кадаритские взгляды, никто из имамов не ставил под сомнение его правдивость и надёжность. Умер во время эпидемии чумы в Васите около 118 г. х.

Мухаммад ибн аль-Ханафийя

Мухаммад ибн аль-Ханафийя, Абу аль-Касим аль-Хашими — выдающийся табий, сын праведного халифа ‘Али ибн Абу Талиба и невольницы Хаулы бинт Джа‘фар ибн Кайс. Она была родом из бану ханифа и попала в плен во время правления Абу Бакра. Есть сообщения о том, что она находилась в плену у бану ханифа и не была одной из них. Родился в год смерти Абу Бакра. Пользовался уважением среди мусульман, рассказывал хадисы со слов своего отца, ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Усмана ибн ‘Аффана, Абу Хурайры, ‘Аммара ибн Ясира и других сподвижников. Некоторые ранние шииты считали его имамом и даже верили в его бессмертие. С его слов хадисы рассказывали его сыновья Ибрахим (его хадисы приводятся в «Сунане» Ибн Маджи и «Муснад ‘Али» ан-Насаи), аль-Хасан, ‘Абдуллах, ‘Умар и ‘Аун, а также ‘Ата ибн Абу Рабах, ‘Абдаллах ибн Мухаммад ибн ‘Акиль, ‘Амр ибн Динар, Салим ибн Абу аль-Джа‘д и др. Умер в Медине в 81 г. х.

Мухаммад ибн Исхак аль-Кураши

Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар, Абу Бакр аль-Кураши аль-Мутталиби (по имени бывших господ) — известный табий, знаток хадисов и биограф Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Его дед попал в плен во время сражения при Айн-эль-Тамре, в котором сасанидское войско потерпело поражение от мусульман под командованием Халида ибн аль-Валида. Родился в Медине в 80 г. х. и видел Анаса ибн Малика.

Рассказывал хадисы со слов своего отца, своего дяди Мусы ибн Ясара и более сотни других передатчиков. С его слов хадисы рассказывали Джарир ибн ‘Абд-аль-Хамид, Ахмад ибн Халид аль-Вахби, Суфьян ас-Саури, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Абу ‘Авана, ‘Абдаллах ибн ‘Аун, Суфьян ибн ‘Уяйна и другие имамы. Но среди улемов Медины на него ссылался только Ибрахим ибн Са‘д ибн Ибрахим аз-Зухри, и он переехал в Египет, а потом в Эль-Джазиру.

Своё сочинение «Магази» о жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он посвятил халифу Абу Джа‘фару аль-Мансуру, и по этой причине у него обучались жители Куфы и Рея. Знатоки хадисов разошлись во мнениях относительно его надёжности; некоторые обвиняли его в подтасовке иснадов и еретических взглядах в вопросах имамата и предопределения. С похвалой о нём отзывались Ибн Шихаб аз-Зухри, Суфьян ибн ‘Уяйна, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Ма‘ин.

В конце жизни поселился в Багдаде и умер там в 151 г. х.

Сабит ибн Аслям аль-Басри

Сабит ибн Аслям, Абу Мухаммад аль-Бунани (по имени бывших господ) аль-Басри — известный табий, отличавшийся глубочайшими знаниями, аскетизмом и любовью к поклонению. Рассказывал со слов многих сподвижников и заслужил похвалу своих современников. Считается одним из трёх самых надёжных передатчиков со слов Анаса ибн Малика. Умер в возрасте 86 лет в 127 г. х.

Са‘ид ибн Ияс аль-Джурайри

Са‘ид ибн Ияс, Абу Мас‘уд аль-Джурайри — известный табий и передатчик хадисов из Басры. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов Абу ат-Туфайля ‘Амира ибн Васили и многих табиев — Абу ‘Усмана ан-Нахди, Абу Надры аль-‘Аваки, ‘Абд-ар-Рахмана ибн Абу Бакры, Язида ибн ‘Абдаллаха ибн аш-Шиххира и др. В последние годы жизни его стала подводить память, и он стал ошибаться. Его рассказы приводятся во всех шести главных сборниках хадисов. Умер в 144 г. х.

Салим ибн ‘Абдуллах аль-‘Адави

Салим ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Абу ‘Умар аль-Кураши аль-‘Адави — выдающийся табий, один из десяти авторитетнейших законоведов Медины. Был похож на своего отца и внешним видом, и благонравием. Рассказывал хадисы со слов своего отца, матери правоверных ‘Аиши, Абу Хурайры, Рафи‘ ибн Хадиджа и других сподвижников и табиев. С его слов хадисы рассказывали такие имамы, как ‘Амр ибн Динар, Салим ибн Абу аль-Джа‘д, Ибн Шизаб аз-Зухри, Салих ибн Кайсан, ‘Абд-аль-‘Азиз ибн Абу Раввад и др. Умер в 106 г. х.

Шарик ибн ‘Абдуллах аль-Кураши

Шарик ибн ‘Абдуллах ибн Абу Намир, Абу ‘Абдаллах аль-Кураши — табий младшего поколения из Медины. Застал сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но хадисы в основном передавал со слов старших табиев. Был правдивым передатчиком, но иногда ошибался. С его слов хадисы рассказывали такие известные ученые, как Мухаммад ибн Джа‘фар аль-Ансари, Суляйман ибн Биляль ат-Тайми и Са‘ид ибн Абу Са‘ид аль-Макбури. Умер в 140 г. х.

‘Убайд ибн Джурайдж ат-Тайми

Убайд ибн Джурайдж ат-Тайми (по имени бывших господ) — табий и передатчик хадисов из Медины. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры и аль-Хариса ибн Малика. Хадисы с его слов рассказывали муфтий Египта Язид ибн Абу Хабиб, муфтий Дамаска Суляйман ибн Муса, мединский имам Язид ибн ‘Абдаллах ибн Кусайт и др.

‘Умар ибн ‘Абдуллах

‘Умар ибн ‘Абдуллах, мауля Гуфры — табий и передатчик хадисов из Медины. Вольноотпущенник сестры известного сподвижника Биляля ибн Рабаха. Рассказывал много хадисов от имени Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не называя имён сподвижников, и считается слабым передатчиком. Умер около 145 г. х.

‘Усман ибн ‘Абдаллах ат-Тайми

‘Усман ибн ‘Абдаллах ибн Маухаб, Абу ‘Абдаллах ат-Тайми — известный табий и передатчик хадисов из Медины. Был хромым. Заслуживал доверия, и с его слов хадисы рассказывали имамы Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа ан-Ну‘ман ибн Сабит, аль-Хаджжадж ибн Арта и др. Умер около 120 г. х.

‘Усман ибн Са‘д аль-Катиб

‘Усман ибн Са‘д аль-Катиб, Абу Бакр ат-Тамими — табий младшего поколения из Басры. Современники описывали его как человека добропорядочного и образованного, но память у него была слабая, и он считается слабым передатчиком. Его хадисы приводятся в «Сунанах» Абу Давуда и ат-Тирмизи.

Я‘ля ибн Мамляк аль-Хиджази

Я‘ля ибн Мамляк аль-Хиджази — табий и передатчик хадисов из Мекки. Рассказывал хадисы со слов матери правоверных Умм Салямы и Умм ад-Дарды. С его слов хадисы рассказывал ‘Абдаллах ибн Абу Муляйка. Его сообщения приводятся в сборниках аль-Бухари, Абу Давуда, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Ибн Хиббан причислил его к заслуживавшим доверия, а Ибн Хаджар считал его сообщения приемлемыми при наличии перекрещивающихся версий.

Яхья ибн ‘Аббад аль-Ансари

Яхья ибн ‘Аббад ибн Шайбан ибн Малик, Абу Хубайра аль-Ансари — известный табий и передатчик хадисов из Куфы. Заслуживал доверия и передавал хадисы со слов Анаса ибн Малика, Джабира ибн ‘Абдуллаха, Умм ад-Дарды и других сподвижников и табиев. С его слов хадисы рассказывали известный комментатор Корана Исма‘иль ибн ‘Абд-ар-Рахман ас-Судди, известный куфийский знаток хадисов Лайс ибн Абу Суляйм, Муджалид ибн Са‘ид и др. Умер в 121 г. х.