‘Аббад ибн Тамим аль-Ансари
‘Аббад ибн Тамим ибн Газийя аль-Ансари — табий старшего поколения и известный передатчик хадисов. Когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, скончался, ему было около десяти лет. Его отец был сподвижником и единоутробным братом известного сподвижника ‘Абдуллаха ибн Зайда ибн ‘Асима. Его дядя ‘Абдуллах и братья Ма‘мар и Сабит погибли в битве при Эль-Харре в 63 г. х.
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакра ас-Сакафи
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакра ас-Сакафи — табий старшего поколения, сын известного сподвижника Абу Бакры Нуфай‘а ибн аль-Хариса. Родился в Басре в 14 г. х., и был первым ребёнком, который родился в этом городе. Слышал хадисы от своего отца, ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и др. Заслуживал доверия. Умер в 96 г. х.
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Ляйля
‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Ляйля, Абу ‘Иса или Абу Мухаммад аль-Ансари — известный табий старшего поколения из потомков ансаров. Родился в Медине и жил в Куфе. Заслуживал доверия, хотя имам Ахмад считал, что у него была слабая память. Умер в 83 г. х. Его сын Мухаммад был кадием Куфы, но как передатчик хадисов не заслуживал доверия.
‘Абдуллах ибн Абу Кайс ан-Насри
‘Абдуллах ибн Абу Кайс, Абу аль-Асвад ан-Насри — табий старшего поколения и заслуживающий доверия передатчик хадисов из Хомса. Причисляется к мухадрамам, потому что застал доисламские времена, но не видел Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Рассказывал хадисы со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, ‘Аиши и других сподвижников.
‘Абдуллах ибн Бурайда аль-Аслями
‘Абдуллах ибн Бурайда ибн аль-Хусайб, Абу Сахль аль-Аслями — известный табий и передатчик хадисов. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов своего отца, матерей правоверных ‘Аиши и Умм Салямы, Абу Мусы аль-Аш‘ари, ‘Имрана ибн Хусайна, Самуры ибн Джундуба, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара и др. В последние годы жизни сменил своего брата-близнеца Суляймана на посту кадия Мерва. Умер в 115 г. х. в возрасте 100 лет.
‘Абдуллах ибн Ка‘б аль-Ансари
‘Абдуллах ибн Ка‘б ибн Малик аль-Ансари аль-Хазраджи — табий старшего поколения из Медины. Его отец — известный сподвижник, один из трёх покаявшихся в том, что не принял участие в походе на Табук. Как и его братья ‘Абд-ар-Рахман, ‘Убайдаллах, Мухаммад и Ма‘бад, заслуживал доверия и пользовался большим уважением. Умер около 97 г. х.
‘Абдуллах ибн Мухаммад аль-Хашими
‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Акиль ибн Абу Талиб аль-Хашими — известный табий, внучатый двоюродный племянник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сын дочери ‘Али ибн Абу Талиба — Зайнаб. Рассказывал хадисы со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Джабира ибн ‘Абдуллаха, Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара и др. Отличался набожностью, но имел слабую память, и поэтому Малик ибн Анас и Яхья ибн Са‘ид аль-Каттан не пересказывали его хадисы. В то же время Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавайхи и Абу Бакр аль-Хумайди опирались на его сообщения.
Умер в Медине около 140 г. х.
‘Абдуллах ибн Шакик аль-‘Укайли
‘Абдуллах ибн Шакик аль-‘Укайли — табий и заслуживающий доверия передатчик хадисов. Рассказывал хадисы со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Али ибн Абу Талиба, Абу Зарра аль-Гифари, Абу Хурайры, ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса и др. Жил в Басре и умер в период правления аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа в Ираке.
Абу аль-Бахтари ат-Таи
Абу аль-Бахтари Са‘ид ибн Файруз ат-Таи (по имени бывших господ) — известный табий и заслуживающий доверия передатчик хадисов из Куфы. Был известен любовью к поклонению и хорошо разбирался в мусульманском праве. Рассказывал хадисы со слов Абу Барзы аль-Аслями, ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Абу Са‘ида аль-Худри и других сподвижников. Погиб в битве у «Монастыря черепов» в 82 г. х., сражаясь на стороне ‘Абд-ар-Рахмана ибн Мухаммада ибн аль-Аш‘аса.
Абу ‘Амр Аш-Ша‘би
Абу ‘Амр Аш-Ша‘би — ‘Амир ибн Шарахиль ибн ‘Абд аль-Хамдани — выдающийся табий старшего поколения, знаток хадисов и законовед. Обладал феноменальной памятью и рассказывал хадисы со слов более 50 сподвижников. Считался одним из самых знающих улемов своего времени и начал преподавать в Куфе, когда многие сподвижники ещё были живы. Умер в 104 г. х.
Абу ар-Рукад аль-‘Адави
Абу ар-Рукад Шувайс ибн Хайяш аль-‘Адави — табий и передатчик хадисов из Басры. В ряде источников сообщается, что его звали не Шувайс, а Судайс. Застал ‘Умара ибн аль-Хаттаба и участвовал в военных походах в его времена. Рассказывал хадисы со слов ‘Утбы ибн Газвана и других сподвижников и табиев. С его слов хадисы рассказывали ‘Асим аль-Ахваль, Джа‘фар ибн Кайсан аль-‘Адави, ‘Абд-аль-‘Азиз ибн Михран (отец имама Мархума ибн ‘Абд-аль-‘Азиза) и др. Ибн Хиббан причислил его к заслуживавшим доверия, а Ибн Хаджар считал его сообщения приемлемыми при наличии перекрещивающихся версий.
Абу аз-Зубайр аль-Асади
Абу аз-Зубайр Мухаммад ибн Муслим ибн Тадрус аль-Кураши аль-Асади — известный табий и знаток хадисов из Мекки. Вольноотпущенник Хакима ибн Хизама. Был правдивым передатчиком, но допускал подтасовку иснада. Передавал хадисы от таких сподвижников, как Джабир ибн ‘Абдуллах, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн ‘Амр и ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, и от большого количества табиев. С его слов хадисы рассказывали несколько десятков передатчиков. Умер в 126 г.х.
Абу Бурда аль-Аш‘ари
Абу Бурда Харис (или ‘Амир) ибн ‘Абдаллах ибн Кайс аль-Аш‘ари — выдающийся табий и передатчик хадисов из Куфы. Сын известного сподвижника Абу Мусы аль-Аш‘ари. Заслуживал доверия и рассказывал много хадисов со слов своего отца, матери правоверных ‘Аиши, ‘Али ибн Абу Талиба, Хузайфы ибн аль-Ямана, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Абу Хурайры и др. Во времена аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа занимал должность кадия Куфы, а потом был смещён, и вместо него был назначен его брат Абу Бакр. Умер в 104 г. х.
Абу ‘Имран аль-Джауни аль-Азди
Абу ‘Имран аль-Джауни — ‘Абд-аль-Малик ибн Хабиб аль-Азди — известный табий и заслуживающий доверия передатчик хадисов. Жил в Басре. Застал ‘Имрана ибн Хусайна, рассказывал хадисы со слов Анаса ибн Малика, Джундуба ибн ‘Абдуллаха аль-Баджали и др. С его слов хадисы рассказывали такие имамы, как Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зайд, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, ‘Абдуллах ибн ‘Аун и др. Умер в 123 г. х.
Абу Исхак ас-Саби‘и
Абу Исхак ас-Саби‘и — ‘Амр ибн ‘Абдаллах ибн ‘Али аль-Хамдани — выдающийся табий и знаток хадисов из Куфы. Его нисба произошла от имени одного из его предков, которого звали ас-Саби‘. Родился в конце правления ‘Усмана ибн ‘Аффана и видел ‘Али ибн Абу Талиба. Рассказывал хадисы со слов Ибн ‘Аббаса, аль-Бары ибн ‘Азиба, ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, Зайда ибн Аркама, ‘Ади ибн Хатима и других сподвижников. Также передавал хадисы со слов многих табиев: ‘Алкамы ибн Кайса, Масрука ибн аль-Ажда‘, ад-Даххака ибн Кайса, ‘Амра ибн Шурахбиля аль-Хамдани, ‘Амра ибн Маймуна, кадия Шурайха и др.
Хадисы переданные с его слов приводятся во всех шести главных сборниках. Прочитывал Коран каждые три дня. Обучился чтению Корана у аль-Асвада ибн Язида и Абу ‘Абд-ар-Рахмана ас-Сулями, авторитетнейшего чтеца, который обучался Корану у ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Али ибн Абу Талиба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда. В годы правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна участвовал в войнах против Византии.
Умер в 127 г. х.
Абу Малик аль-Ашджа‘и
Абу Малик аль-Ашджа‘и — Са‘д ибн Тарик ибн Ашьям — табий и передатчик хадисов из Куфы. Его отец был сподвижником, и два его хадиса получили распространение в передаче его сына. Заслуживал доверия, и с его слов хадисы рассказывали имамы Суфьян ас-Саури, Абу ‘Авана, Язид ибн Харун и др. Умер около 140 г. х.
Абу Надра аль-‘Аваки
Абу Надра аль-Мунзир ибн Малик ибн Кута‘а аль-‘Абди аль-‘Аваки — известный табий и знаток хадисов из Басры. Обладал даром произносить красивые речи. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Абу Са‘ида аль-Худри, Джабира ибн ‘Абдуллаха, Самуры ибн Джундуба и других сподвижников. В конце жизни был парализован. Нисба аль-‘Аваки произошла от названия местечка в Басре. Умер в 108 г. х.
Абу Саляма аз-Зухри
Абу Саляма ‘Абдаллах ибн ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф ибн ‘Абд ‘Ауф аль-Кураши аз-Зухри — выдающийся табий старшего поколения, знаток хадисов и один из десяти авторитетнейших законоведов Медины. Его отец — один из десяти обрадованных раем при жизни сподвижников. Мать правоверных ‘Аиша приходилась ему молочной тёткой. Занимал должность кадия Медины. Умер в 94 г. х.
Абу ‘Усман ан-Нахди
Абу ‘Усман ан-Нахди — ‘Абд-ар-Рахман ибн Мулль ибн ‘Амр — табий старшего поколения и выдающийся знаток хадисов. Причисляется к мухадрамам. Принял ислам при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но не сумел встретиться с ним. Пересказывал хадисы от многих сподвижников, участвовал в войнах против Византии и Сасанидской Персии. Жил в Куфе, а после убийства аль-Хусайна ибн ‘Али переехал в Басру. Был набожным, совершил хадж шестьдесят раз. Умер в 100 г. х. в возрасте 130 лет.
Айюб ибн Кайсан ас-Сихтияни
Айюб ибн Кайсан — Абу Бакр ас-Сихтияни аль-‘Анази (по имени бывших господ) — табий младшего поколения, выдающийся знаток хадисов и мусульманского права из Басры. Застал Анаса ибн Малика, но его рассказы непосредственно от него, если таковые были, не сохранились. С его слов хадисы рассказывали такие имамы, как Мухаммад ибн Сирин, Ибн Шихаб аз-Зухри, Яхья ибн Абу Касир, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зайд, Суфьян ибн ‘Уяйна. Известен как ревностный защитник Сунны и категоричный противник нововведений. Умер в 131 г.х. во время эпидемии чумы в Басре.
Аль-‘Аля ибн аль-Харис
Аль-‘Аля ибн аль-Харис ибн ‘Абд аль-Варис, Абу Вахб (Абу Мухаммад) аль-Хадрами — табий и передатчик хадисов из Дамаска. Разделял кадаритские взгляды, но заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов Макхуля аль-Хузали, Хизама ибн Хакима, Зайда ибн Артата, ‘Амра ибн Шу‘айба, Ибн Шихаба аз-Зухри и др. С его слов хадисы рассказывали такие имамы, как Му‘авия ибн Салих аль-Хадрами, аль-Хайсам ибн Хумайд аль-Гассани, ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза‘и, Яхья ибн Хамза аль-Хадрами. Умер в 136 г. х. в возрасте 70 лет.
Аль-Асвад ибн Язид ан-Наха‘и
Аль-Асвад ибн Язид ибн Кайс, Абу ‘Амр ан-Наха‘и — авторитетный имам из поколения табиев. Причисляется к мухадрамам, потому что застал доисламские времена, но не видел Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Его брат ‘Абд-ар-Рахман и его сын ‘Абд-ар-Рахман тоже были выдающимися законоведами. Его дядя по отцовской линии ‘Алькама ибн Кайс был выдающимся знатоком Корана, имамом Куфы. Его племянник Ибрахим ан-Наха‘и был одним из самых авторитетных знатоков хадисов и мусульманского права в Ираке. Рассказывал хадисы со слов многих сподвижников. Был известен благочестием и любовью к поклонению.
Умер в 75 г. х.
Аль-Бара ибн Зайд аль-Басри
Аль-Бара ибн Зайд аль-Басри — табий среднего поколения. Его дед по материнской линии — известный сподвижник Анас ибн Малик. Единственный рассказанный им хадис приводится в «Шамаиле» имама ат-Тирмизи в передаче известного табия, имама ‘Абд-аль-Карима ибн Малика аль-Джазари. Ибн Хиббан назвал его заслуживавшим доверия, но никто из других имамов не дал ему характеристики.
Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри
Аль-Хасан ибн Ясар — Абу Са‘ид аль-Басри — табий старшего поколения, выдающийся знаток Корана и хадисов. Вольноотпущенник Зайда ибн Сабита аль-Ансари или Ка‘ба ибн ‘Амра ас-Сулями. Родился в Медине за два года до гибели халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Поселился в Басре в 37 г. х., спустя пять лет поступил на службу к эмиру Хорасана, а спустя десять лет вернулся в Басру, где до конца жизни преподавал и издавал фетвы. Скончался в 110 г. х.
‘Алькама ибн Кайс ан-Наха‘и
‘Алькама ибн Кайс ибн ‘Абдаллах, Абу Шибль ан-Наха‘и — выдающийся табий, знаток Корана, хадисов и мусульманского права из Куфы. Много лет обучался у ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, а после смерти его и ‘Али ибн Абу Талиба занимался преподаванием и издавал фетвы, и даже сподвижники обращались к нему с вопросами. Рассказывал хадисы со слов многих сподвижников. Умер около 62 г. х.
‘Амра бинт ‘Абд-ар-Рахман аль-Ансарийя
‘Амра бинт ‘Абд-ар-Рахман ибн Са‘д ибн Зурара аль-Ансарийя — известная передатчица хадисов из поколения табиев. Обучалась у матери правоверных ‘Аиши, и Суфьян ибн ‘Уяйна называл её в числе трёх лучших учеников ‘Аиши, наряду с аль-Касимом ибн Мухаммадом ибн Абу Бакром и ‘Урвой ибн аз-Зубайром. Её дед был сподвижником и братом Ас‘ада ибн Зурары, накиба хазраджитов во время обеих присяг в Акабе. Есть мнение, что её отец тоже был сподвижником. Умерла в Медине в 98 или 106 г. х.
‘Асим ибн Суляйман аль-Ахваль
‘Асим ибн Суляйман аль-Ахваль, Абу ‘Абд-ар-Рахман — выдающийся табий и знаток хадисов из Басры. Обладал редкой памятью и заслуживал доверия, но некоторые современники критиковали его за то, что он занимал должности мухтасиба в Куфе и кадия в Мадаине. Его хадисы приводятся во всех шести главных сводах. Умер около 142 г. х.
‘Асим ибн ‘Умар ибн Катада
‘Асим ибн ‘Умар ибн Катада аз-Зафари — известный табий и знаток истории ислама. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов Анаса ибн Малика, Джабира ибн ‘Абдаллаха и др. Жил и умер в Медине. Его бабушка Румайса была сподвижницей Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но по поводу её личности есть разногласия. Ибн ‘Абд-аль-Барр полагал, что её звали Румайса бинт ‘Амр ибн Хашим. Абу Ну‘айм считал, что речь идёт о другой женщине — Румайсе аль-Ансарийе, и этой точке зрения отдал предпочтение Ибн Хаджар.
‘Ата ибн Ясар аль-Хилали
‘Ата ибн Ясар аль-Хилали — известный табий и передатчик хадисов из Медины, мауля матери правоверных Маймуны бинт аль-Харис. Заслуживал доверия и рассказывал со слов многих сподвижников. Его брат Суляйман — один из семи выдающихся мединских законоведов эпохи табиев. Умер в Александрии предположительно в 94 г. х.
‘Аун ибн Абу Джухайфа ас-Сиваи
‘Аун ибн Абу Джухайфа Вахб ибн ‘Абдаллах ас-Сиваи — табий и передатчик хадисов из Куфы. Сын сподвижника Абу Джухайфы, одного из доверенных халифа ‘Али ибн Абу Талиба. Заслуживал доверия и рассказывал хадисы со слов своего отца и многих своих современников. Умер около 116 г. х.