عَنْ حُسَيْنِ بْنِ عَلِيٍّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لِلسَّائِلِ حَقٌّ وَإِنْ جَاءَ عَلَى فَرَسٍ.
عَنْ عَلِيٍّ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مِثْلَهُ.
عَنْ عَلِيٍّ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مِثْلَهُ.
Хусейн ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У просящего есть право, даже если он приехал на лошади».
Этот хадис передаётся от ‘Али [ибн Абу Талиба] другим путём.
Этот хадис передаётся от ‘Али [ибн Абу Талиба] другим путём.
Из хадиса можно понять, что не следует думать о просящем плохо, даже если вид его не свидетельствует о бедности. Нельзя сразу обвинять человека во лжи, ведь существует вероятность того, что он действительно нуждается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду, что просящий может приехать на коне, но при этом быть очень бедным человеком или иметь большие долги, которые он не в состоянии погасить, и он может оказаться из тех, кто сражается на пути Аллаха и, соответственно, имеет право получить какую-то часть закята, даже если он не относится к числу неимущих. Просящий может оказаться одним из тех, кто израсходовал своё имущество ради примирения людей, например взял на себя выплату возмещения за убийство или увечье или обязался покрыть чужую задолженность. Поэтому не стоит спешить с выводами. Просящего нужно выслушать, чтобы выяснить, имеет ли он право получать средства, собранные в качестве закята.
Учёные разошлись во мнениях относительно того, как следует поступать, если человеку дали что-то из средств, собранных в качестве закята, считая его бедным, а потом выяснилось, что в действительности он состоятельный. Абу Ханифа и Мухаммад сказали: «Пожертвование действительно». Такого мнения придерживался аль-Хасан аль-Басри. Ас-Саури сказал: «Пожертвование недействительно». Это одно из мнений имама аш-Шафи‘и и мнение Абу Юсуфа.